Консультация для родителей (подготовительная группа)
«Значение игровой деятельности ребенка для подготовки к школе»
Подготовка ребенка к школе, увы, часто сводится к тому, что детей усаживают за парты, заставляя их выполнять разного рода задания, которые в конечном счете нередко сводятся к неизбежному рисованию палочек-крючков на листе в клеточку. В результате большинство ребят приходит в первый класс, умея считать, читать, «печатать «буквы и даже проводить звуко-буквенный анализ слова, но при этом не имея никакого желания и интереса к обучению.
Познавательная активность таких учеников оказывается заторможенной, и детям не остается ничего другого, как десять лет ходить в школу, исключительно повинуясь родительскому «надо» и не испытывая при этом никакой радости.
Между тем психологами давно доказано, что развитие способностей личности возможно только в том случае, когда оно сопровождается получением положительных эмоций! Конечно, любой родитель, проявив определенную настойчивость, может заставить свое чадо выписывать палочки. Однако кто может добиться того, чтобы ребенок при этом искренне радовался? Тут и педагогом не надо быть, чтобы понять, что принуждение – самый быстрый способ эту радость убить. И в результате получается, что прилежная ученица, в начальных классах учившаяся на одни пятерки, на самом деле все это время развивала лишь одну способность – подчиняться воле взрослых. В то время как девочка, которую за уроки было не усадить, но невозможно было оттащить, например, от настольных игр, как раз во время занятий своим любимым делом, получала все необходимое для развития интеллекта. Не стоит уточнять, у кого больше шансов добиться жизненного, а не кратковременного школьного успеха.
Что делать, чтобы воспитать полноценную личность? Не забывать о том, что для дошкольника игра выполняет не менее важную роль, чем для малыша с рождения до 5 лет. Тем более, что в 5-7 лет ребенок уже достаточно развит для того, чтобы играть в самые разнообразные, увлекательные игры!
К сожалению, специалисты констатируют, что многие ребята сегодня просто не умеют этого делать! В первую очередь речь, конечно, идет о традиционных сюжетно-ролевых и подвижных играх. Наверное, прежде всего это связано с утерей преемственности поколений. В те времена, когда в каждой семье было в среднем по 2-3 детей, которые свободно гуляли во дворе, они могли проходить «школу игр» без вмешательства взрослых. Сейчас это вряд ли возможно. Компьютерные игры и телевизор для детей стали гораздо доступнее свободного общения друг с другом. Впрочем, каковы бы ни были причины, главным их следствием является то, что взрослые должны сознательно учить малышей играть. Почему? Да потому, что нигде так, как в игре, способности малышей не разовьются! Речь идет в том числе и о способностях, необходимых для школьного обучения : произвольности действий, не владея которой ребенок не сможет выполнять элементарные задания педагога, внимании, памяти, логическом мышлении и т. п. В ситуации игры ребенок не только прыгает и бегает, но и лучше соображает, размышляет, овладевает навыками счета и чтения. Что же касается навыка послушания, можете смело доверить его формирование нашей общеобразовательной системе.
Вторая трудность заключается в том, что наших детей, чуть ли не с младенчества приученных ко всевозможным развивающим студиям, не проведешь обычными дидактическими играми, которые ребята, как правило, сразу отсекают как неинтересные, «нужные только взрослым». Что делать в этом случае? Во-первых, повышать свой авторитет, играя с малышом в игры, которые предложит он сам. Во-вторых, экспериментировать и подбирать занятия, которые ему точно понравятся. При этом не забудьте соотнести требования игр с возможностями именно вашего ребенка. Слишком легкие задания не дадут никакого развивающего эффекта, а чересчур сложные ребенок просто откажется выполнять или постарается свести свои игровые действия к привычным и освоенным ранее.
Итак, стало немного понятнее, как нужно развивать ребенка в целом. Но какие именно способности требуется развивать во время подготовки к школе?
Во-первых, для успешности обучения необходим навык произвольности поведения, подразумевающий достаточную эмоциональную зрелость. Его отсутствие можно, например, констатировать у ребенка, который вместо выполнения заданий, предложенных учителем, забирается под парту и начинает кукарекать.
Как ни удивительно, способность саморегулирования поведения в зависимости от ожиданий других людей эффективнее всего формируется у детей именно в процессе любых игр с правилами, а в особенности сюжетно-ролевых игр. Ведь в них ребенок добровольно берет на себя определенную роль, которую вынужден исполнять на всем протяжении игры. Очень полезны в этом смысле игры, основанные на определенных профессиях. Если ваш малыш не знаком с ними, предложите ему поиграть вместе в магазин (продавца и покупателя, больницу (врача и пациента, школу (учителя и ученика, или, например, обыграть вашу собственную профессию. Подобное приобщение к миру взрослых доставит ему удовольствие и принесет необходимую пользу.
Второй аспект, по которому можно судить о готовности малыша к школе, - развитие интеллектуальных способностей: умения концентрировать и правильно распределять внимание, память, логического и образного мышления, речи, фонематического слуха, мелкой моторики.
Третий аспект – психологический. Во-первых, у ребенка должно быть стремление учиться в школе, чтобы получить знания. Специально над этим работать не стоит. Для здорового ребенка познавательная потребность к шестилетнему возрасту естественна, если только родители и педагоги ее не отбили. Во- вторых, малыш должен иметь определенные коммуникативные навыки, в том числе и способность не теряться в толпе. Стоит зайти в любую школу на перемене, чтобы почувствовать важность этого умения и еще раз оценить значение такого неотъемлемого, важного элемента развития ребенка, как игра.
Не бойтесь фантазировать, предлагая ребенку игры, формирующие определенные навыки. Для дошкольника по-прежнему крайне важны игры, направленные на общее физическое развитие, развитие речи и мелкой моторики. Однако особое внимание следует уделить играм, направленным на развитие памяти и внимания!
Ведь способность запоминать учебный материал зависит от того, насколько излагаемая информация интересна ребенку, и от развитости внимания. Развитие непроизвольного внимания не требует никаких усилий со стороны ребенка, так как естественно возникает из его интереса к определенной деятельности. Однако, послепроизвольное внимание формируется у детей только в результате осмысленной работы, когда у малышей появляется интерес к предмету обучения и необходимость удерживать внимание силой воли исчезает.
Задача родителей – подтолкнуть, стимулировать развитие этого вида внимания с помощью интересных игр и занятий.
Всевозможные игры и соревнования между группами детей непроизвольно подталкивают и такое важное для каждого ребенка – дошкольника интеллектуальное развитие. В игре проще и быстрее запоминаются самые важные для будущего ученика сведения!