#Консультация #8

«Как помочь близкому человеку в экстренной ситуации?»

19 февраля 2024 г.

«Как помочь близкому человеку в экстренной ситуации?»
Современного человека в повседневной жизни все чаще сопровождают стрессовые ситуации, которые негативно влияют на психоэмоциональное состояние личности. В результате воздействия стрессоров возникают нагрузки на механизмы, позволяющие разрешать проблемные ситуации и снижать психологическое напряжение.

Попав в сложную жизненную ситуацию, человек переживает различные, порой разрушительные, эмоциональные состояния, для совладения с которыми необходима

сторонняя помощь. Такую помощь оперативно может оказать психолог, либо человек, находящийся рядом с пострадавшим в кризисной ситуации, обладающий знаниями в области экстренной психологической помощи.

Экстренная психологическая помощь оказывается в случае, когда в результате кризисной ситуации или психотравмирующих событий возникли такие изменения в психической деятельности, которые, вызывая дезадаптацию личности, нарушают функциональное состояние личности, процессы целеполагания и контроля, возможность принятия решений, регуляции эмоционального состояния.

По определению Всемирной организации здравоохранения, под кризисной ситуацией понимается угроза телесной целостности или жизни, перемены в семейной организации или статусе, изменение роли индивидуума в группе людей, угроза нации и культуре.

Кризисная ситуация – это ситуация, требующая от человека значительного изменения представлений о мире и о себе за короткий промежуток времени. Эти изменения могут носить как позитивный, так и негативный характер.

Под экстренной психологической помощью понимается система краткосрочных мероприятий, направленных на регуляцию актуального психологического, психофизиологического состояния и негативных эмоциональных переживаний человека или группы людей, пострадавших в результате кризисного или чрезвычайного события при помощи профессиональных методов, соответствующих требованиям ситуации.

Основные правила и принципы оказания экстренной психологической помощи.

При работе с пострадавшими, взрослыми людьми и детьми, находящимися в кризисной ситуации, необходимо соблюдать определенные правила и принципы оказания экстренной психологической помощи, которую еще называют кризисной помощью, эти правила и принципы подходят для использования как специалистам, так и любому человеку, рядом с которым взрослый или ребенок оказался в трудной жизненной ситуации (далее – сопровождающий).

При оказании экстренной психологической помощи важно следовать следующим базовым правилам:

·         Необходимо позаботиться о собственной безопасности. Переживая горе, человек часто не понимает, что делает, и поэтому может быть опасен. Не пытайтесь помочь человеку, если не уверены в вашей абсолютной физической безопасности.

·         Позаботьтесь о медицинской помощи. Убедитесь, что у человека нет физических травм, проблем с сердцем. При необходимости позовите врача, вызовите скорую помощь. Единственное исключение – это ситуация, когда по каким-то причинам медицинская помощь не может быть оказана незамедлительно (например, приезда врачей приходится ожидать или пострадавший изолирован).

 В этом случае Ваши действия должны быть такими:

o   сообщите пострадавшему о том, что помощь уже идет;

o   подскажите ему, как необходимо себя вести: максимально экономить силы; дышать неглубоко, медленно, через нос – это позволит экономить кислород в организме и окружающем пространстве.

Также при оказании кризисной помощи полезными будут следующие правила:

1. Не спешите. Переживание – это процесс, происходящий во времени, часто весьма длительный процесс. Человек, находящийся в кризисной ситуации (далее – человек в кризисе), переполнен множеством чувств, мыслей, воспоминаний. Необходимо время, чтобы человек принял, пережил и интегрировал – «вобрал в себя» – свой собственный опыт. Часто сопровождающему кажется, что ситуация требует быстрого вмешательства и активных действий. Однако нужно сбавить темп. Эта задача осложняется тем, что пострадавший человек сам находится в суетливом настроении и требует активных действий. В таком случае важно говорить с человеком про процесс переживания и как он устроен, если это необходимо.

2. Обращайте внимание на внутренний опыт. Часто, описывая ситуацию, человек в кризисе не заостряет внимание на том, что он переживает, чувствует, ощущает в тот или иной момент, он просто рассказывает «сценарий», схему событий. Задача сопровождающего «замедлить» ход событий и раскрыть психологическое содержание, их наполняющее, – чувства и желания, появляющиеся и сменяющие друг друга на протяжении всей ситуации, возникающие физические ощущения, отношение к происходящему (поступкам действующих лиц, собственному поведению, собственному положению и т.д.) в каждый момент ситуации. Сопровождающий может задавать прямые открытые вопросы: «Что вы почувствовали в тот момент, когда он это сказал?», «Как вы относитесь к тому, что произошло?». Однако часто предпочтительнее использовать более мягкие способы, например, техники вербализации в виде закрытых вопросов: «Наверно, в этот момент вам стало не по себе», «Я думаю, очень обидно слышать такие вещи».

Кроме этого, вопросы можно разделить на две группы. Первая группа включает вопросы, которые направлены на выяснение содержания: «Как вы себя чувствовали?», «Что вы ощущали?», «Какие чувства вы испытывали?» и т. д., они способствуют сохранению человека в «режиме переживания». Другая группа включает вопросы, которые предназначены в основном для поиска причинно-следственных связей, а потому отвлекают человека от переживания своего чувственного опыта в пользу рационализирования: «Почему вы обиделись на него?», «Зачем вам это нужно?». Задавая «причинные вопросы», мы перескакиваем через этап переживания чувств на этап поиска смысла, что приводит к неполноценным результатам.

3. Идите туда, где боль. «Разговор о чувствах» обычно сопровождается тем или иным внешним выражением этих чувств: человек может начать плакать, злиться и пр. Иногда сопровождающий старается не говорить на больные темы, чтобы не вызвать эти реакции. В житейских представлениях о психологической помощи существует мнение, что в кризисной ситуации не надо причинять дополнительную боль, а напротив – успокаивать человека. Однако в психологическом консультировании существует принцип, согласно которому сопровождающий находит эти болезненные области и помогает человеку в кризисе их вербализовать (облечь в слова, проговорить). Это приводит к действительному эмоциональному освобождению, к полному проживанию ситуации и предотвращению затягивания кризисного состояния.

4. Говорите на запретные темы. Существует множество тем, считающихся «запретными» и «маргинальными». В социуме не поощряются, например, разговоры о смерти, насилии, тяжелых заболеваниях. Также подвержена моральному осуждению тема самоубийства. Социально неприемлемыми являются некоторые желания и чувства, связанные, например, с агрессией, обидой, завистью и др. Нужно говорить на эти темы, разрешить человеку в кризисе говорить и об этом, когда это необходимо для успешного проживания кризиса.

При этом умение говорить на «запретные темы» означает не только то, что слушатель психологически готов поддержать разговор, если человек в кризисе затрагивает какую-либо «запретную тему», – очень важно, чтобы сопровождающий сам мог начинать этот трудный разговор, поскольку человек в кризисе на это может никогда не решиться.

Практика кризисного консультирования показывает, что если сопровождающий будет открыто и свободно говорить о том, что есть, даже если это какая-то «негативная тематика», то он не сделает хуже, напротив, он сделает лучше, поскольку он поможет человеку выйти из состояния замкнутости, в которое тот себя загоняет из-за страха быть непонятым и отвергнутым.

5. Не спорьте, не переубеждайте, не манипулируйте. Принятие – вот ключевое слово настоящего правила. Принятие заключается в том, что сопровождающий предоставляет пострадавшему человеку ряд прав:

·         право на любые чувства и желания;

·         право на свое мировоззрение;

·         право на выбор собственной судьбы.

В связи с этим споры, убеждения типа «Что такое хорошо, и что такое плохо», а также попытки оградить человека в кризисе от неправильного поведения, «спасение», отвлечение и т.д. – неуместны, так как свидетельствуют о том, что сопровождающий не принимает ни эмоциональной реакции собеседника, ни его представления о мире и своем месте в этом мире и, вообще, старается повести его по пути, который кажется для сопровождающего более благоприятным для другого человека.

6. Будьте искренним, предоставляйте обратную связь. Успех кризисной помощи зависит от того, насколько будет создана атмосфера, соответствующая ситуации «человек – человек».

Это означает, что сопровождающий проявляет свое человеческое отношение к собеседнику и его ситуации.
background
Craftum Создано на конструкторе сайтов Craftum