Правильная и грамотная речь позволяет намечать цели, строить планы, определять содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения. Нарушение речи отражается на развитии всех высших психических функций: восприятия, ощущения, памяти, воображения, мышления.
Как взаимосвязаны восприятие и речь?
Развитие восприятия и представления о предметах и явлениях окружающего мира у ребёнка - сенсорное развитие – происходит с помощью органов чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния). Но их нормальное функционирование представляет собой лишь предпосылку для восприятия окружающего мира.
Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо научить рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию объектов, т. е. сформировать у ребёнка перцептивные действия. Обследовать предмет, увидеть, ощупать его еще недостаточно. Необходимо определить отношение выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Для этого ребенку нужны мерки, с которыми можно сравнивать то, что он в настоящий момент воспринимает. Это сенсорные эталоны, которые сложились исторически и позволяют сравнивать, сопоставлять результаты восприятия. К ним относятся геометрические формы, шкалы величин, меры веса, звуковысотный ряд, цвета, система фонем родного языка.
Все эти эталоны должны быть своевременно усвоены ребенком. В процессе восприятия он постепенно накапливает зрительные, слуховые, двигательные, осязательные образы. Свойства и отношения предметов, которые ребенок воспринимает, должны обозначаться словом, что помогает закрепить в представлении образы предметов, сделать их более точными, стойкими. Если образы восприятия закреплены в слове, их можно вызвать в представлении ребенка даже через некоторое время. Для этого достаточно произнести соответствующее слово – название.
При тяжёлых речевых нарушениях происходит поражение коры головного мозга и подкорковых структур. Отсюда возникают агнозии (от греч. а – отрицат. частица и gnosis – знание) – потеря способности к восприятию предметов и явлений действительности.
Экспериментально выявлено, что нарушения зрительной сферы у детей с выраженной речевой патологией проявляются в основном в трудности визуального восприятия предмета в усложненных условиях (зашумления или наложения, различения цвета и формы, узнавания буквы и цифры, лиц, а также в отсутствии прочной и адекватной связи слова со зрительным представлением предмета.
При слуховой агнозии ребёнок не понимают смысла самых простых бытовых звуков (скрип дверей, шум шагов). Подобные звуки перестают быть носителями смысла, хотя физический слух у детей сохранен. Также ребенок не может правильно воспроизвести ритмические структуры, которые предъявляются ему на слух, отсюда нарушение слоговой структуры слов, неспособность заучивать стихи. Нарушается способность узнавать и воспроизводить знакомую мелодию или ту, которую человек только что услышал, а также отличать одну мелодию от другой (амузия). Также дети не различают речевых интонаций, их речь невыразительна, лишена модуляций, интонационного разнообразия. При достаточно остром слухе дети не различают звонкие и глухие, твёрдые и мягкие звуки речи. При нарушении слухового восприятия дети не понимают (или понимают искажённо) речь окружающих, слабо реагируют на интонации запрещения или поощрения.
Нарушение осязательного (тактильного) восприятия - это нарушение способности воспринимать предметы на ощупь. Человек правильно воспринимает предмет зрительно, но не узнает его с закрытыми глазами. Ощупывая мелкие предметы, человек правильно оценивает отдельные признаки предмета. Однако он не может опознать его в целом. Встречаются трудности восприятия самого материала, из которого сделан предмет (шероховатость, гладкость, мягкость, твердость).
Как влияет речь на развитие внимания?
Внимание – это активизация нужных и торможение ненужных в данный момент психологических и физиологических процессов.
Внимание детей с нарушениями речи характеризуется рядом особенностей: неустойчивостью, более низким уровнем произвольного внимания, сложностями в планировании своих действий. Дети с трудом сосредотачиваются на анализе условий, поиске различных способов и средств в решении задач, выполнение носит репродуктивный характер.
У детей с речевыми нарушениями из-за поражения структур мозга, по сравнению с возрастной нормой, наблюдается снижение концентрации, переключения, распределения, объема и устойчивости внимания.
Связь мышления и речи.
Мышление – это высшая форма познавательной деятельности человека, позволяющая отражать окружающую действительность обобщенно и опосредованно, устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями.
Мышление включает операции:
- анализ (мысленное расчленение предметов, явлений, ситуаций и определение составляющих элементов, частей, моментов, сторон);
- синтез (соотнесение, сопоставление, установление связи между различными элементами);
- абстрагирование (отвлечение существенных свойств от несущественных);
- сравнение (соотнесение каких-либо объектов и выделение в них общего или различного);
- обобщение (соотнесение и выделение общего в двух или нескольких различных явлениях или ситуациях);
- конкретизация (выражение мысли словами).
Ребенок с недоразвитием речи не может выразить свои мысли, т. к. не хватает словарного запаса; нарушение грамматического строя речи не позволяет правильно передать смысл речи; не сформирован навык связного высказывания. Ребёнок как бы перерастает свои речевые возможности: оформление его мыслей соответствует оформлению мыслей детей более младшего возраста, хотя сами мысли, их содержание находятся на стадии более высокого развития. А в сумме с трудностью включения, переключения, распределения и концентрации внимания, снижается интеллект.
Обладая в полной мере предпосылками для развития мыслительных операций, доступными их возрасту, дети с речевой патологией отстают в развитии наглядно-образного мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением, классификацией, исключением лишнего, умозаключением по аналогии.
Как развитие речи влияет на воображение.
Воображение – это представление будущей действительности в образах, фантазиях и мечтах.
Развитие воображения детей с речевыми нарушениями затрудняется из-за состояния речи и мыслительных процессов этих детей. Для детей с ТНР свойственны использование штампов, инертность, копирование образцов и предметов ближайшего окружения, потому, что описать свои впечатления дети не могут из-за:
- скудного словарного запаса, упрощения фраз, нарушений грамматического строя и связной речи;
- бедного запаса общих сведений об окружающем мире;
- отсутствия целенаправленности в деятельности, несформированности операционных компонентов;
- сложности в создании воображаемой ситуации, недостаточной точности предметных образов – представлений, непрочности связей между зрительной и вербальной сферами;
- недостаточной сформированности произвольной регуляции образной сферы.
Речь как следовое отражение памяти.
Память – это узнавание, сохранение и последующее объективное и субъективное воспроизведение ранее воспринятого, пережитого или сделанного.
Существует следующие виды памяти, которые объединяются по:
- ведущему анализатору (зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая);
- предмету, материалу деятельности (двигательная, эмоциональная, образная, вербальная);
- продолжительности запоминания (кратковременная, долговременная, оперативная);
- форме психической активности (произвольная, непроизвольная);
- семантической организации (неосмысленная, семантически организованная).
У детей с нарушениями речи наблюдаются следующие особенности памяти:
- объем зрительной памяти соответствует норме, за исключением запоминания геометрических фигур;
- преобладание смысловой памяти над механической;
- низкий уровень отсроченного воспроизведения и продуктивности запоминания;
- относительная сохранность смыслового, логического запоминания.